2012-2013

ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
ДИРЕКТОРА «ЦЕНТРА РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ»

БАКЛАЖАНОВОЙ ТАТЬЯНЫ ИВАНОВНЫ

2012-2013 учебный год


Работа педагогического коллектива ГБОУС(К)О филиал «Центра реабилитации и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья»  в 2012-2013 учебном году была направлена на совершенствование методов и приемов работы по реализации общеобразовательного стандарта, посредством всестороннего развития личности ребенка на основе формирования словесной речи, подготовки воспитанников к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе и оптимальной их интеграции в современное общество.
Учреждение в своей работе руководствуется Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении», Уставом, методическими письмами и рекомендациями Министерства образования Калининградской области, внутренними приказами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.
Учебный план на 2012-2013 учебный год был составлен на основании базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, утвержденных приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 П.
Образовательное учреждение использует в работе программы специальных коррекционных образовательных учреждений I, II вида (авторы К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Москва, «Просвещение» - 2006 года), программы общеобразовательных учреждений для 5-9 классов (Москва, «Просвещение» - 2008 год).
Учебный план и учебные программы выполнены полностью. Количество контрольных работ, изложений, практических работ соответствует тематическому планированию по предметам.
Уровень недельной нагрузки на ученика не превышал предельной допустимой нормы.
Основные направления работы педагогического коллектива в учебно-воспитательном процессе были следующие:
- учебно-методическая работа;
- коррекционная работа;
- воспитательная работа;
- художественно-эстетическое направление;
- спортивная работа;
- лечебно-оздоровительная работа;
- профессиональная ориентация.

В 2012-2013 учебном году школа укомплектована педагогическими кадрами на 100%. Работает 26 педагог, из которых 2 совместителя. 22 педагога имеют высшее образование, из них 7 человек имеют высшее дефектологическое образование, 8 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 6 – первую, 9 педагогов являются пенсионерами.
Учебно-воспитательный процесс был организован десятью  классами. На начало года обучалось 52 учащихся, на конец года – 54 учащихся (прибыли Степунина Л. В 6 класс, Белоусов В. -  в 7 класс):
1а класс – 4 учащихся
1б класс – 5 учащихся
3 класс – 5 учащихся
4 класс – 6 учащихся
5 класс – 6 учащихся
6 класс – 6 учащихся
7 класс – 5 учащихся
8 класс – 6 учащихся
9 класс – 8 учащихся
12 класс – 3 учащихся
Все учащиеся обучались по программе II вида II отделения, из них 7 учащихся – по программе VIII вида в условиях II вида.

ВСЕГО
учащихся

2010 - 2011


2011 – 2012

2012 – 2013
Начало учебного года

47

             54
52
Конец учебного года

46

54
54
Выбыло в течение года
(переведено)

1

              1
-
Прибыло в течение года

-

-1
2
Анализ качества знаний учащихся

В младшем звене обучалось 26 учащихся, в старшем – 28 учащихся. Учебный год на «4» и «5» закончили 18 учащихся:
            - в младшем звене – 9 учащихся (Семенова Д., Смирнова А., Ярославцев В., Матюшин Д., Новиков К., Шапиро В., Василенко Е., Говзбит М., Кузнецов В.);
            - в старшем звене – 9 учащихся (Ботвиненко Р., Понкратов А., Ряднина М., Вирбицкайте Е., Злобина А., Коцюбинский А., Корниенко Д., Садретдинов И., Шульев В.).
На «отлично» учебный год закончила Смирнова А. (3 класс);
            С одной «4» в старшем звене: Злобина А. (9 класс), Шульев В. (9 класс); с одной «3» в младшем звене Семенова Е. (4 класс) в старшем звене – Васильева Т. (6 класс).
Качество знаний по школе – 78 %, средний балл – 4,6;
                            по младшему звену – 81 %
                            по старшему звену – 76 %
Качество знаний учащихся по классам за 2012-2013 учебный год:

1а, 1б классы – занимались по безотметочной системе (7 учащихся усвоили программный материал).

классы
начало года %
IV четверть %
Год %
3
82
82
82
4
91
91
91
5
78
74
71
6
74
66
61
7
72
82
82
8
61
78
68
9
88
88
88
12
89
74
82
Младшее звено
83
82
81
Старшее звено
76
77
76

Стабильные знания в течение всего учебного года показывают учащиеся 3,4, 5 классов (младшее звено), в старшем звене – учащиеся 7,9,12 классов

Учащиеся старших классов проходят предпрофильную подготовку по специальности «Повар», отрабатывая свои навыки на предприятиях общественного питания города и области.


Итоговая аттестация

Учащиеся 12 класса Гутников И., Ким Т., Мавлянов Р. выполнили программный материал, сдали государственные экзамены по алгебре (письменно) и русскому языку (изложение) за курс основной общей школы. Экзамены прошли в организованном порядке, без нарушения инструкции. Успешно учащиеся написали алгебру – 100% качество знаний по предмету, ср. балл – 4,3 (Мавлдянов Р. – «5», Гутников И., Ким Т. – «4». Изложение написали хуже,  с результатами: Мавлянов Р., Гутников И. –«3», Ким Т. – «4». Процент качества знаний – 33%, ср. балл – 3,3. – сказалось волнение, сложность материала.

Сравнительный анализ итоговой успеваемости и результатов письменных и устных экзаменов учащихся 12 класса

Предмет
Учитель
Средний балл

Итого
экзаменационная
оценка
итоговая
оценка

Алгебра (письменно)
Кукрусова Г.Е.
4,3
3,6
3,9
Русский язык (изложение)
Сакович Н.А.
3,3
3,0
3,1

            Учащиеся 12 класса получили по итогам экзаменов и по окончании школы аттестаты государственного образца об основном общем образовании



Методическая работа

            В 2012-2013 учебном году работали МО учителей, воспитателей, учителей-дефектологов.
            Методическими объединениями использовались разнообразные формы проведения плановых заседаний, что позволило проводить их с большей активностью. Перед каждым заседанием учителям и воспитателям заранее был известен круг обсуждаемых проблем, предлагался список литературы, которую можно использовать в процессе подготовки к заданию, поэтому заседания проходили в форме живого диалога.
Все педагоги принимали активное участие в работе МО по направлениям, в течение года были заслушаны и обсуждены доклады на тему: «Использование системы упражнений по формированию грамматического строя речи на уроках русского языка», «Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра», «Система литературного развития слабослышащих учащихся старшего звена», «Пути развития связной речи у детей с нарушением слуха», «Особенности подросткового возраста. Формирование самосознания», «Особенности комплексного подхода к воспитанию детей с недостатками слуха»; обсуждались новинки методической литературы, статьи по сурдопедагогике, по сопровождению детей после КИ, методике преподавания отдельных предметов.
            В феврале была организована и проведена «Неделя русского языка и литературы», в течение которой были проведены смотр-конкурс на самую лучшую тетрадь по русскому языку, конкурс рисунков «Мой любимый литературный герой», конкурс стенгазет, конкурс «Веселая грамматика» для младших школьников, конкурс чтецов (стихи русских поэтов о природе), Олимпиада по русскому языку и литературе для старших учащихся.

           
Работа школьной ПМПК

В течение 2012-2013 учебного года школьной ПМПк проведена хорошая работа в части мониторинга усвоения программного материала учащимися, обучающимися по программе VIII вида.
            На заседаниях школьной ПМПк определялись стартовые возможности учащихся первых классов, обсуждались результаты обследования детей со специальными образовательными потребностями, утверждался режим пребывания детей с ОВЗ, велась работа по выяснению причин трудностей в обучении учащихся, прогнозированию и профилактике этих трудностей, вынесены педагогические рекомендации учащимся Чигаревой С, Полевову М., Лобанову Д., Кириллову М.
            В работе школьной ПМПк принимали участие педагоги-дефектологи: Пронь Л.В., Никитина Л.Ю., Желненкова Р.Г., Борисова С.В., социальный педагог Баринова С.А., педагог-психолог Бычковская Е.М., педагоги Селецкая М.И., Репина Э.И., Щупак А.О., Радченко Л.В., медсестра Грыженкова Г.Ф.
            Педагогами были разработаны календарно-тематические планы по программам обучения VIII вида с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей.


Повышение квалификации и обмен опытом педагогов происходит также посредством различных семинаров.

СЕМИНАРЫ И МАСТЕР-КЛАССЫ

Уровень
2010-2011
2011 - 2012
2012-2013
Городской





 Областной
31.03-01.04.2011
«Развитие эмоционального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья»
14.04.2011
Семинар-практикум «Коррекционно-развивающая среда как условие социальной адаптации детей с нарушениями слуха»
28.04.2011
Обучающий семинар «Кохлеарная имплантация как современное средство реабилитации детей и взрослых с нарушениями слуха
25.04.2012
Семинар-практикум
«Традиционные и инновационные методы совершенствования речевых навыков слабослышащих учащихся»

15-17.05.2012
Семинар-тренинг
«Психологическое сопровождение педагогов коррекционных школ»

24.04.2013
Семинар-практикум
«Сочетание общедидактических и коррекционных методов и приемов в обучении учащихся с недостатками слуха»


23.05.2013
Обучающий семинар
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью,  как повод для педагогического оптимизма»

Октябрь 2012
Обучающий семинар
«Кохлеарная имплантация как современное средство реабилитации детей и взрослых с нарушением слуха»


Март 2013
Обучающий семинар
«Проблемы и перспективы работы с детьми, имеющими нарушения слуха»


Апрель 2013
Обучающий семинар «Кохлеарная имплантация. Педагогические аспекты»





Всероссийский


22.04.2011
Обучающий семинар «Я слышу мир»
Март 2012
Региональный обучающий семинар
 «Я слышу мир» (совместно со специалистами из ФГУ Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи)

Международный
08.09.2010
Семинар-практикум «Социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья» (в рамках международного проекта «Домино»)



Июнь 2013
Семинар-практикум
«Социализация детей с ОВЗ средствами арттерапии»

Май 2013
Семинар-практикум

«Система коррекционной помощи для детей с патологией слуха в России и Литве»

Декабрь 2012

Семинар-практикум «Организация сопровождения детей после КИ»




Семинар-практикум «Сочетание общедидактических и коррекционных методов и приемов в обучении учащихся с недостатками слуха»


Международный семинар-практикум «Система коррекционной помощи для детей с патологией слуха в России и Литве»



Семинар-практикум «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как певод для педагогического оптимизма»





Обучающий семинар «Кохлеарная имплантация как современное средство реабилитации детей и взрослых с нарушением слуха»


Обучающий семинар «Проблемы и перспективы работы с детьми, имеющими нарушение слуха»


Международный семинар-практикум «Организация сопровождения детей после КИ»




   Мастер-классы с польскими коллегами


Также специалисты школы принимали участие в семинарах-тренингах для реабилитологов: в Киеве и С.-Петербурге проходили семинары-тренинги для специалистов "Настройка речевых процессоров систем кохлеарной имплантации компании MED-EL", в котором принимала участие сурдопедагог нашего Центра Никитина Лариса Юрьевна. Специалисты компании MED-EL врач-отоларинголог, сурдолог, клинический специалист компании MED-EL Владимир Гауфман (Краснодар, Россия), врач-отоларинголог, аудиолог, клинический специалист компании MED-EL Елена Шмидтляйтнер (Вена, Австрия), методист реабилитации после кохлеарной имплантации, реабилитолог ФГБУ НИИ уха, горла, носа и речи Зонтова Ольга Викторовна (Санкт-Петербург, Россия) познакомили участников семинаров с новыми технологиями в кохлеарной имплантации, направлениями реабилитационной работы с детьми и взрослыми, периодами и особенностями слухоречевого развития после КИ, показали мастер-классы и организовали практические занятия по настройкам речевых процессоров.



Система дополнительного образования  представлена работой студий:
    - декоративно-прикладного творчества «Фантазия» (педагог дополнительного образования Селецкая М.И.);
        - хореографической студии «Sordos»  (педагог дополнительного образования Бычковская Е.М.)
    - компьютерного и фотодизайна (Филистеев В.В.)
    - интеллектуальной секции «За страницами учебника» (учитель Тишакова В.В.)
    - творческой мастерской (воспитатель Серпикова Л.М.)
Спортом слабослышащие учащиеся занимаются на базе Детско-юношеской спортивно-адаптивной школы.
Работа в творческих студиях строится с учетом возрастных особенностей потребностей и потенциальных возможностей личности каждого ребенка. Педагоги ориентируют детей на свободный выбор и освоение дополнительных образовательных программ, на развитие мотивации детей к познанию и творчеству, на содействие личностному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе.
 Воспитательная работа учреждения была спланирована с учетом интересов каждого учащегося. Многоплановость воспитательной работы проявлялась в проведении воспитательских занятий, различных конкурсов, соревнований, познавательных игр, тематических бесед, экскурсий, политинформаций, выставок детского творчества. Все мероприятия проводились воспитателями, педагогами дополнительного образования.

Второй год успешно действует школьный проект «Музейная педагогика», который является актуальным для наших школьников, способствует развитию интереса к истории края, расширению кругозора, обогащению словаря. Были организованы и проведены  экскурсии в Музей Мирового океана, музей «Фридландские ворота», Музей янтаря, Областной историко-художественный музей, Кафедральный собор, Художественную галерею. Учащиеся 7-8 классов посетили Музей Московско-Минского мотострелкового полка Балтийского флота, где познакомились с его историей и традициями. Младшие школьники в течение года плодотворно сотрудничали с Детской библиотекой № 14 МАУК КЦБС, посещали тематические мероприятия, выставляли свои рисунки на выставки.


         



В течение учебного 2012-2013 года педагогом-организатором Гавриленко В.В. были проведены запланированные мероприятия:
            - торжественная линейка «Большое путешествие» ко Дню знаний
            - концертно-развлекательная программа «Учитель-ТВ 2012»
            - школьные спортивные игры «О, спорт, ты – сила!»
            - беседы по ППД «Уроки безопасности»
            - театрализованное представление «Как медведь трубку курил» (акция против курения)
            - конкурс рисунков и поделок «Ах, эти бабочки!»
            - олимпиада по ППД
            - общешкольный новогодний праздник «Новогоднее приключение Ани и Вадима»
            - конкурс на самую необычную елку
            - «Рыцарский турнир» ко Дню защитника Отечества
            - конкурсная программа «Самая, самая…» к Международному Дню 8 марта
            - театрализованная постановка «Ой, да Маслена, Маслена!»
            - День здоровья для малышей «Веселая эстафета»
            - выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»
            - литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы «Скорбь и память»
            - праздник последнего звонка «Попутного ветра вам, выпускники!»
            - выпускной вечер «Вам открыта в будущее дверь»



Акция против курения, посвященная пропаганде здорового образа жизни и привлечения учащихся к проблеме сохранения здоровья.

Конкурс по Правилам дорожного движения для учащихся начальных классов


Конкурс к Международному Дню 8 Марта




Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне «Скорбь и Память»




Праздник спорта и здоровья для младших школьников




Празднование Масленицы




Встреча с представителями Калининградского зоопарка



Неделя русского языка и литературы


Конкурс рисунков в Центре информационных технологий

Возложение цветов к памятнику павшим воинам 9 Мая


Продолжает успешную работу Театр танца и жестовой песни «Sordos» (руководитель Бычковская Е.М.).Ребята – участники студии -  в этом учебном году стали лауреатами и дипломантами таких конкурсов и фестивалей, как: Международный фестиваль «Янтарные звезды», VI Международный фестиваль творчества инвалидов в Эльблонге, который проходил в культурном Центре «Святовид», V городской открытый парафестиваль «Парус» для детей и молодежи с ОВЗ, Международный конкурс творчества «Балтийские таланты – 2013» (проходившим на пароме Рига-Стокгольм), областной конкурс жестовой песни «Душа на ладони». Кроме этого, ребята выступали с благотворительными концертами в п. Ладушкино (посв. Дню инвалида), в  г. Черняховске (посв. Дню глухих). В рамках проекта по социализации лиц с ОВЗ «Мы вместе!» участвовали в серии семинаров и тренингов под названием «Жизнь безграничных возможностей», организовывали и проводили городские флэшмобы, призывающие толерантно относиться к людям с ограниченными возможностями здоровья.


 VI Международный фестиваль творчества инвалидов в г. Эльблонге (Польша)




Культурно-спортивный парафестиваль «Парус» для детей и молодежи с особыми потребностям



Международный фестиваль DEAF «Янтарные звезды»