2009-2010




Публичный доклад

директора филиала ГС(К)ОУ I, II вида
«Центр реабилитации и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья» за 2009-2010 учебный год

Миссия учреждения:
  • создание условий для обеспечения успешного освоения знаний учащимися, развитие их познавательных и творческих способностей;
  • формирование опыта самостоятельной деятельности, самопознания и самоопределения личности, успешная социализация и интеграция в общество.
Личность выпускника видится педагогическому коллективу образованной, со знанием современных технологий, социально активной, способной принимать самостоятельные решения, мобильной, динамичной, с развитым чувством ответственности
Работа педагогического коллектива ГС(К)ОУ I,II вида «Центра реабилитации и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья» в 2009-2010 учебном году была направлена на совершенствование методов и приемов работы по реализации общеобразовательного стандарта, посредством всестороннего развития личности ребенка на основе формирования словесной речи, подготовки воспитанников к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе и оптимальной их интеграции в современное общество.
Образовательное учреждение использует в работе программы специальных коррекционных образовательных учреждений I, II вида (авторы К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Москва, «Просвещение» - 2003 года), программы общеобразовательных учреждений для 5-9 классов (Москва, «Просвещение» - 2008 год).
В 2009 -2010 учебном году усилия педагогического коллектива были направлены на решение следующих задач:
Учебная:
1. Обеспечить слабослышащих учащихся общеобразовательным стандартом основного общего образования, подготовить учащихся 10 класса к итоговой аттестации за курс основной (общеобразовательной) школы.
2. Подготовить учащихся 4 класса (ОНР) к интеграции в общеобразовательную массовую школу.
3.Совершенствовать методы и приемы работы по повышению качества преподавания русского языка в старших классах и математики в младших классах.
4. Совершенствовать методы и приемы работы по развитию устной и письменной речи учащихся через организацию личностно-ориентированного подхода в процессе уроков русского языка, развития речи, чтения и во внеурочное время.
5. Продолжить работу по реабилитационной помощи учащихся после кохлеарной имплантации (КИ).
6. Внедрять инновационные и информационные технологии в работе со слабослышащими учащимися.
7. Повысить качество образования учащихся на основе применения информационных технологий для профессиональной и социальной адаптации слабослышащих школьников.
Коррекционная:
1. Слухоречевое развитие учащихся на основе инновационных технологий (беспроводной FМ-системы), использования слуховых аппаратов индивидуального пользования, развитие потребностей мотивации к учению.
2. Развитие и коррекция высших психических функций, эмоционально-эстетической сферы детей с недостатками слуха и речи.
3. Создание условий, позволяющих развить у каждого воспитанника механизм компенсации имеющегося дефекта; совершенствовать работу по развитию слухового восприятия и формированию правильного произношения.
4. Совершенствовать работу психолого-педагогической и медико-социальной службы по коррекции состояния здоровья и эмоционально-волевой сферы учащихся, осуществлять комплексную помощь детям с проблемами в развитии.
5. Внедрять методику реабилитационной помощи слабослышащим детям после кохлеарной имплантации (КИ).
6. Оказывать консультативную помощь слабослышащим детям, обучающимся в общеобразовательных школах и педагогам массовых школ.
Воспитательная:
1. Развивать навыки продуктивного общения, обеспечивающие усвоение воспитанниками норм коммуникативного общения, формировать нравственные нормы поведения воспитанников, элементы гражданского сознания, духовно-нравственного и патриотического воспитания.
2. Социальная адаптация учащихся и выпускников школы (профориетация)- налаживание связей между обучением в школе и условиями жизни общества.
Лечебно-оздоровительная:
1. Совершенствовать работу по здоровьесбережению и профилактике заболеваний; по привитию учащимся принципов здорового образа жизни.

I. Обеспечение освоения базового уровня образования учащимися в соответствии с зоной их ближайшего развития и прогнозирование успешности их обучения.

СОХРАНЕНИЕ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ
На начало учебного года численность учащихся составляла 57 человек. В течение учебного года прибыл 1 учащийся в 4 класс. На конец учебного года интегрируются в общеобразовательные учреждения города 4 учащихся 4 класса(ОНР), и выпускаются учащиеся 10 класса – 7 человек, освоившие программу основной общей школы; 1 учащийся освоил программу специальной коррекционной школы VIII вида.
ВСЕГО
2007 - 2008
2008 - 2009
2009 - 2010
Начало учебного года
50
50
57
Конец учебного года
50
49
58
Выбыло в течение года (переведено)
-
1
1
-
Прибыло в течение года
-
1
1
Учащиеся учреждения за отчётный период показали стабильные знания и положительную динамику общего развития.
На «4» и «5» успевают 23 учащихся (Ш четв. – 16 уч-ся)
Начальное звено – 10 уч-ся ( Ш четв. – 5 уч-ся), среднее звено – 13 уч-ся (Ш четв. – 11 уч-ся).
С одной «3» - всего 5 уч-ся (Ш четв. – 5 уч-ся)
Начальное звено – 4 уч-ся ( Ш четв. – 3 уч-ся), старшее звено – 1 уч-ся (Ш четв. – 2 уч-ся).
На «5» учебный год закончил 1 уч-ся (6 класс).
С одной «4» учебный год закончили 3 уч-ся (начальное звено – 1 уч-ся, старшее звено – 2 уч-ся).
По вспомогательной программе (VIII вида) обучалось 3 учащихся (5б класс – 1 чел., 8 класс – 1 чел., 9 класс – 1 чел.). По итогам учебного года, решением Педсовета, областной ПМПК переведены на вспомогательную программу 3 учащихся (1 класс – 2
Анализ контрольный работ по русскому языку и математике за 2009-2010 учебный год показал следующие результаты:
ПРЕДМЕТЫ
1-5 классы – балл/%
6-10 классы – балл/%
итог – балл/%
русский язык
3,8/65
3,6/45
3,7/55
математика
3,7/61
3,8/67
3,7/64
За 2009-2010 учебный год по основным предметам учащиеся имеют следующие показатели качества знаний:
ПРЕДМЕТЫ
1-5 классы – %
6-10 классы – %
ИТОГ – %
IVчетв.
год
IVчетв.
год
русский язык
52
52
65
65
58,5
математика
65
61
55
55
58
Качество знаний учащихся по классам за 2009-2010 учебный год:
1 класс – занимался по безотметочной системе (из 7 уч-ся 5 уч-ся усвоили программный материал, 2 уч-ся по решению областной ПМПК выведены на вспомогательную программу).
Начальное звено:
2 класс – 60%
4 класс – 76,5%
5а класс – 72%
ИТОГ – 69,5%
Среднее звено:
5б класс – 75%
6 класс – 86%
8 класс – 81%
9 класс – 58%
10 класс – 77%
ИТОГ - 75,4%
ПО ШКОЛЕ – 74%
Стабильные знания в течение всего учебного года показывают учащиеся 4 класса (младшее звено), в среднем звене – учащиеся 6, 8, 10 классов.
КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ЗА 2007-2010 ГОДЫ
С 2007 по 2010 годы 12 учащихся получили аттестаты об основном общем образовании.
ИТОГИ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЗА 3 ГОДА
ГОД
КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ
УРОВЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ
КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В %
2007 – 2008
5
100%
40
2008 – 2009
-
-
-
2009 – 2010
7
100%
57
После окончания школы учащиеся продолжают обучение в колледжах и профессионально-технических училищах, работают на предприятиях города Калининграда и области.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ
Численность выпускников
2007-2008
2008-2009
2009-2010
чел.
%
чел.
%
чел.
%
Общее количество
5
100
-
-
7
100
Продолжают обучение
2
40
-
-
4
57
Работают
3
60
-
-
3
43
Выпускники 10 класса в течение трех лет получали начальную профессиональную подготовку по профессии «повар» при МОУ МУК Ленинградского района и сдали профессиональный экзамен на 3 разряд.
Социальная работа.
За отчётный период было обследовано 95% семей учащихся. Результаты мониторинга выявили следующее: (данные в таблице указаны в %).
СТАТУС СЕМЕЙ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
В ходе анализа семей учащихся по уровню дохода было выявлено:
  • 68% семей являются обеспеченными;
  • 32% - малообеспеченными.

II. Условия для реализации творческого и инновационного потенциала педагогов

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Педагогический состав / квалификации
2007 - 2008
2008 - 2009
20098 - 2010
Общее количество педагогического состава
29
33
28
2 категория
5
5
2
1 категория
9
10
8
Высшая категория
10
11
13
Звание
«Заслуженный учитель РФ»
-
-
1
«Почетный работник общего и профессионального образования»
1
1
1
В 2009-2010 учебном году образовательное учреждение прошло процедуру лицензирования образовательной деятельности.
Большим стимулом для роста профессионального мастерства является плановая курсовая подготовка педагогов: в 2009-2010 учебном году на специальных коррекционных курсах обучились 2 педагога, в летний период продолжат обучение при КОИРО еще 2 педагога.
В прошедшем учебном году были аттестованы 2 педагога (на первую и высшую квалификационные категории).
Для оптимизации учебно-воспитательного процесса на педагогических советах обсуждались такие темы как:
  • Использование инновационных технологий (FM – системы) на уроках и во внеурочное время;
  • Креативные технологии обучения и воспитания учащихся с особыми образовательными потребностями;
  • Перспективы развития и обучения детей после кохлеарной имплантации и их интеграция в общеобразовательные учреждения;
  • и другие темы. (см. приложение 1)
В 2009-2010 учебном году в образовательном учреждении традиционно продолжают работу 3 методических объединения (МО) – учителей, воспитателей, учителей слухового восприятия, на которых обсуждались следующие вопросы:
  • совершенствование методических приемов в работе по отдельным учебным предметам с целью оптимизации и мотивации обучения слабослышащих школьников;
  • проблемы интегрированного обучения детей с нарушениями слуха и речи;
  • проблемы реабилитации детей после кохлеарной имплантации (КИ);
  • инновации в дефектологической науке и практике;
  • обобщение и обмен педагогическим опытом;
  • практические занятия по РСВ и ОП для учителей-предметников и воспитателей.
Повышение квалификации и обмен опытом педагогов происходит также посредством различных семинаров.
СЕМИНАРЫ И МАСТЕР-КЛАССЫ
п/п
Уровень
2007 - 2008
2008 - 2009
2009 - 2010
1.
Городской
-
14.09.2009
Круглый стол: «Проблемы реабилитации детей после кохлеарной имплантации в общеобразовательные учреждения» (см приложение 2)
2.
Областной
-
май 2009
«Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья»
21.05.2010
«Проблемы интеграции детей с недостатками слуха в общеобразовательные учреждения»
24.06 – 25.06.2010
Мастер класс: «Применение игровых технологий в обучении детей с ОВЗ» (совместно со специалистами г. Санкт-Петербурга)
3.
Международный
-
8.12-9.12.2009
«Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (проблемы слепоглухоты) Совместно со специалистами из Дании. (приложение 3)
март 2010
Практический семинар: «Новые технологии в слухопротезировании детей» (совместно со специалистами из Германии). (приложение 3)
Коррекционный блок в 2009-2010 учебном году был представлен работой следующих специалистов: сурдопедагогов (слуховые занятия согласно учебного плана), педагога-психолога, врача-психиатра, а также услугами по проверке остроты слуха (снятие аудиограмм ) и консультированием.
Работа педагога-психолога проводилась по следующим направлениям:
  • психологическая диагностика, коррекция, консультирование;
  • индивидуальная работа с учащимися, имеющими трудности в обучении и поведении;
  • просветительская работа с учащимися;
  • просветительская работа с родителями и педагогами.
Занятия проводятся в специализированном кабинете психокоррекции.
Воспитательная работа учреждения была направлена на развитие навыков и умений коммуникативного поведения воспитанников, создание психологически комфортных условий для обучения и воспитания детей, а также реализацию коррекционно-развивающего компонента.
Проведение режимных моментов было нацелено на развитие самостоятельного поведения, культурно-гигиенических навыков учащихся младших классов и закрепление их у учащихся среднего звена. Воспитатели работали над системностью и контролем самоподготовки учащихся, которая обеспечила умение работать с учебником, тетрадью, справочным материалом (таблицы, словари, схемы, графики).
Система дополнительного образования представлена работой трех кружков:
  • декоративно-прикладного творчества «Фантазия»;
  • спортивная секция (легкая атлетика, волейбол, настольный теннис);
  • кружок вязания, театр моды «Катенька».
Проведение общешкольных мероприятий способствовало созданию у учащихся школы атмосферы творчества, коллективного сотрудничества, дружеской взаимопомощи, на социальную адаптацию детей. Согласно плану общешкольных мероприятий были проведены:
  • мероприятия по школьному проекту «Я люблю свою школу»;
  • тематические праздники и вечера;
  • декада русского языка и литературы (инсценировки, выпуск газет);
  • мероприятия в рамках «Года учителя» (встречи с ветеранами педагогического труда);
  • спортивные мероприятия;
  • экскурсии (музей «Блиндаж», зоопарк, ботанический сад);
  • участие в мероприятиях, проводимых в музее Мирового океана;
  • мероприятия, посвященные 65-летию Победы (литературно-музыкальный праздник «Путь-дорожка фронтовая» с приглашением ветерана войны, выпуск боевых листков, кинолекторий, выставка книг о войне, беседы по классам, возложение цветов к памятникам воинов);
  • торжественная линейка и вечер, посвященные выпускникам 10 класса.
В течение учебного года активно велась работа хореографического кружка, участницы которого выступали не только на школьных праздниках, но и участвовали в городских и областных мероприятиях.
Участницы Театра моды «Катенька» неоднократно выступали в Доме ветеранов, в подростковом клубе «Исток» Ленинградского района, на выставке «Балтик-Экспо», где демонстрировали изделия, связанные своими руками.

III. Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Лечебно-оздоровительная работа велась по следующим направлениям:
  • организационные мероприятия;
  • лечебно-профилактическая работа (медосмотр детей узкими специалистами, проведение профилактических мероприятий, амбулаторный прием, оформление карт физического, неврологического и психологического состояния учащихся, разработка индивидуальных программ лечебно-оздоровительного характера, контроль качества уроков физкультуры, помощь в организации рационального отдыха учащихся в каникулярное время, контроль за состоянием здоровья учащихся во время уроков);
  • санитарно-противоэпидемические мероприятия;
  • мероприятия по пропаганде здоровья и здорового образа жизни.
Численность учащихся с 1 группой здоровья, поступающих в 1 класс в течение последних лет, снижается. Увеличивается численность учащихся со 2 и 3 группами здоровья. Соматическому состоянию детей уделяется особое внимание, для этого в штат сотрудников введены: врач-сурдолог, врач-психиатр, массажист, инструктор по ЛФК. (приложение 4).
В ноябре 2009 года был проведен углубленный медосмотр врачами-специалистами детской поликлиники № 6 всех учащихся, результаты которого были доведены до сведения родителей.
В течение учебного года осуществлялся постоянный контроль за технологией приготовления пищи и сроков ее реализации. Ведется контроль за прохождением медосмотра сотрудниками школы. За 2009 – 2010 учебный год инфекционных заболеваний и отравлений в нашем образовательном учреждении выявлено не было.
ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
№ п/п
Количество (в %)
2007- 2008
2008 - 2009
2009 - 2010
1
сту-
пень
2
сту-
пень
3
сту-
пень
1
сту-
пень
2
сту-
пень
3
сту-
пень
1
сту-
пень
2
сту-
пень
3
сту-
пень
1.
Количество учащихся, имеющих 1 группу здоровья.
7,7
%
-
-
8
%
-
-
7
%
-
-
2.
Количество учащихся, имеющих 2 группу здоровья.
34
%
32
%
-
30
%
32
%
-
38
%
33
%
-
3.
Количество учащихся, имеющих 3 группу здоровья.
9,6
%
9,6
%
-
10
%
10
%
-
10,5%
10,5%
-
4.
Количество учебных дней, пропущенных по болезни.
2,1
%
2,8
%
-
2
%
2,9
%
-
2,6
%
4,6
%
-
5.
Количество несчастных случаев в школе( в единицах)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В результате того, что в образовательном учреждении созданы оптимальные условия для учебно-воспитательного процесса и развития творческих способностей учащихся, осуществляется индивидуальный подход к личности ребенка, за последние три года были достигнуты следующие результаты:
  • Гранд губернатора Калининградской области, легкая атлетика. Роман Скулинец - 10 класс (ноябрь 2009);
  • Всероссийские соревнования среди инвалидов по легкой атлетике. II-IV места (ноябрь 2009, февраль 2010);
  • Областные соревнования по настольному теннису среди инвалидов. I-III места (январь 2010);
  • Областной конкурс плакатов «Я помогаю победить туберкулёз», 2 диплома (ноябрь 2009);
  • VI Всероссийский конкурс детского творчества по противопожарной тематике, I место, Ким Татьяна 9 класс (2009 год);
  • Международный фестиваль творчества детей с ОВЗ «Шаг на встречу!», театр моды «Катенька», диплом (март 2009);
  • Всероссийский фестиваль детского творчества «Утренняя звезда» (жестовая песня), диплом, Егельская Наталья - 8 класс (2007 год);
  • Международный фестиваль детского творчества в Польше, диплом (май 2008);
  • Международный фестиваль детского творчества в Польше, дипломы, спортивные достижения (2007-2008).

IV. Финансово-хозяйственная деятельность учреждения

Финансирование учреждения складывается из бюджетных и внебюджетных средств.
Бюджетное финансирование представлено по статьям:
год
статьи
Отплата труда и начисления на нее
Питание школьников
Услуги по содержанию имущества.
Коммунальные услуги
Услуги связи
Пополнение основных средств
код
211
340
225
223
201
310
2007-
2008
6 805 900
1 743 100
641 760
пит
530 390
626 853
208 798
16 100
170 223
2008 –
2009
7 303 100
1843 500
741 780
пит
127122
689 020
240 000
60 000
100 700
2009 –
2010
211 7248 500
213 1899 000
740 000
246309 – 5 м - цев
650 000
286 000
63000
190 000
За отчётный период приобретено следующее оборудование:
  • насосы, котел отопительный;
  • доски классные и маркерные;
  • компьютеры в количестве 15 штук;
  • мебель для классов, кабинета психолога, учительской;
  • интерактивное оборудование (информационный киоск);
  • класс беспроводной FM – системы. (Приложение 6)
Специальное медицинское оборудование:
  • аудиометр, отоскоп, рециркулятор-облучатель СН-211, ультразвуковая мойка Elmasonik (для обработки индивидуальных вкладышей). (Приложение 7)
В том числе по программе ОКПМО приобретено оборудование на сумму 610 000 рублей (интерактивный проектор, компьютеры-7 штук, оборудование для сенсорной комнаты, энцефалограф).
На внебюджетные средства приобретено оборудование для тренажерного зала на сумму 60 000 рублей, оборудование для детской спортивной площадки на сумму 37 000 рублей.
За отчетный период проведены ремонтные работы:
  • заменены оконные блоки и двери в здании;
  • проведен ремонт классных помещений, кабинета психолога, компьютерных классов, тренажерного зала, туалетов, гардероба, медицинского кабинета, актового зала;
  • установлена приточно-вытяжная вентиляционная система на кухне и в столовой;
  • произведен ремонт системы отопления с заменой котла.

V. Работа ресурсного центра

С 2009 года на базе нашего образовательного учреждения был создан и начал работу ресурсный центр «Центр реабилитации и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья».
Основными задачами Центра являлись:
  • освоение учащимися знаний на основе слухоречевого развития;
  • развитие индивидуальных способностей учащихся;
  • развитие и коррекция эмоционально-эстетической сферы учащихся с различными нарушениями слуха;
  • совершенствование методики реабилитационной помощи детям с различными нарушениями слуха, в том числе после кохлеарной имплантации;
  • формирование у детей принципов здорового образа жизни, духовно-нравственного сознания.
Основные направления деятельности ресурсного центра
  • Создание банка данных детей с нарушениями слуха, в том числе детей после кохлеарной имплантации;
  • Оказание консультативной и коррекционной помощи данной категории детей и взрослых;
  • Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха;
  • Интеграция детей с нарушениями слуха в социум;
  • Оказание методической помощи педагогам общеобразовательных школ-участников интеграционных программ;
  • Просветительская работа и пропаганда идей доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Медико-психолого-педагогическое консультирование родителей, воспитывающих детей с нарушением слуха;
  • Обследование остроты слуха у детей и подростков, обучающихся в массовых образовательных учреждениях;
  • Разработка программного и учебно-методического обеспечения интегрированного и дистанционного образования детей и подростков с различными нарушениями слуха;
  • Проведение семинаров для педагогов массовых школ и детских садов по обучению и воспитанию детей с недостатками слуха;
  • Проведение индивидуальной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, после кохлеарной имплантации по формированию устной речи и развитию слухо-речевого восприятия. (Приложение 8)
За 2009-2010 годы обследовано более 100 детей из города и области (снятие аудиограмм, энцефалограмм, консультирование).

VI. Перспективы развития учреждения

Цель: Продолжить формирование структурной и содержательной модели учреждения, отвечающей интересам всех участников образовательного процесса, повышать качество образовательного процесса с учётом запросов детей и ограниченными возможностями здоровья.
  • Укреплять материально-техническую базу учреждения;
  • Мотивировать педагогов на творческую деятельность с дальнейшим представлением их опыта работы в печатных изданиях;
  • Совершенствовать работу по внедрению инновационных и информационных технологий;
  • Продолжить работу по реабилитационной помощи детям после кохлеарной имплантации;
  • Расширять социальное партнёрство, в том числе межшкольное сетевое взаимодействие и международное сотрудничество.